суббота, 21 марта 2009 г.

Самоучитель по шестиструнной гитаре

Устройство гитары

Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотами, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого. 
Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях где поют, в походах и пионерлагере.

Самая большая часть гитары - это ее «корпус». В корпусе есть большое отверстие, в которое входит звук и заставляет весь корпус дрожать от удовольствия, резонировать, усиливать все звуки, придавать им особую красоту.

К корпусу крепится длинная палка сложной формы, которая называется «гриф». С одной стороны гриф плоский и очень ровный. Здесь на нем пропилены поперечные пазы, в которые накрепко запрессованы латунные планочки, они называются «порожки». Расстояния между порожками разные. В верхней части они больше, а в нижней уменьшаются. С другой стороны гриф полукруглый и очень гладкий, отполированный, здесь будет скользить рука музыканта при игре.


На верхнем конце грифа крепятся «колки» для крепления и натяжения струн. Сила натяжения каждой струны - от 20 до 50 килограммов и с такой силой струну просто так не натянешь и не удержишь, поэтому для каждой струны поставлен маленький червячный редуктор, он усиливает руку человека примерно в двадцать раз и не дает струне размотаться назад. 

Самый первый порожек на грифе сделан обычно из пластмассы или дерева и называется «верхний». В нем сделаны шесть пропилов для того, чтобы струны лежали на грифе на равном расстоянии и не съезжали.

В верхней части струны крепятся на колки, а в нижней они вставляются в отверстия небольшой деревянной планки, которая называется «подставочка». На подставочке тоже есть порожек, он называется «нижний».

Когда струны натянуты, они опираются на верхний порожек с одной стороны и на нижний порожек с другой стороны. Остальные порожки должны находиться на расстоянии 1..2 мм от струн в верхней части и на 3..4 мм в самой нижней части грифа. Все порожки должны находиться строго на одной линии. Если один из порожков выступает по высоте хотя бы на долю миллиметра, он начинает грубо мешать игре, где бы вы ни прижимали струну, она будет играть одну и ту же ноту. Выступающие порожки нужно аккуратно подпилить ровным плоским напильником. Это можно сделать, не снимая струн, а только ослабив их и отведя в сторону.

Плоская часть корпуса гитары называется «дека». Дека бывает “верхняя” это та, на которой крепятся струны и в которой сделано отверстие, и “нижняя”. Деки сделаны из хорошего прочного, звонкого дерева и пропитаны лаком.

При покупке новой гитары нужно смотреть, чтобы на деках не было сучков, трещин, чтобы линии от волокон дерева шли параллельно друг другу, чтобы не было кривых поверхностей.
В том месте, где гриф крепится к корпусу, деки приклеены к толстому деревянному бруску. В бруске есть вырез для установки грифа и отверстие для крепящего винта. В грифе тоже есть отверстие. Винт проходит насквозь через гриф и брусок и заворачивается в гайку.
Крепление грифа схематично показано на рисунке. Когда струны натягиваются, они стараются поднять верхнюю часть грифа, а когда винт затягивается, он, наоборот старается его опустить, поэтому с помощью винта можно отрегулировать гитару так, чтобы натянутые струны проходили на высоте 2..3 мм от порожков. Это очень важно. Если расстояние будет больше, то пальцам будет очень больно прижимать струны и начнет нарушаться строй гитары, а если оно будет меньше, то струны начнут лязгать и дребезжать. Играть будет невозможно или очень неприятно.

Очень часто бывает, что при полностью завернутом винте высота струн над порожками большая и дальше не регулируется. Тогда нужно сделать небольшой ремонт. Сделать его сможет любой мальчишка. Нужно только не полениться и не пытаться засунуть под гриф какую-нибудь палку или карандаш, как многие делают.

Снимите все струны с колков. Отвинтите винт полностью и снимите гриф. Сделайте на грифе пропил тонкой ножовкой, как показано на рисунке, чтобы получился выступ. Потом соберите гитару снова. Теперь на образовавшемся выступе гриф сможет качаться и занимать то положение, которое требуется.

Если гитара старая, то заодно нужно осмотреть корпус в том месте, где крепится гриф и если деки отклеились от бруска, а это очень часто бывает, или, если в бруске появились трещины, нужно все это проклеить эпоксидным или столярным клеем. А заодно стоит проверить высоту всех порожков и, если нужно, сточить их ровным плоским мелким напильником.

Когда клей везде высохнет (но не раньше), начинайте устанавливать струны. Струны должны быть заправлены аккуратно, в строго определенном порядке: первая, самая тонкая струна - на колке, ближайшем к порожку, вторая - на среднем колке, третья - на дальнем от порожка, четвертая - на дальнем колке во второй половине грифа, пятая - на среднем, шестая - на колке, ближайшем к порожку, так, как это показано на рисунке.

Струны должны быть намотаны в одном направлении, аккуратно, виток к витку. Нельзя использовать струны, на которых растрепана наружная обвивка. Не рекомендуется использовать на одной гитаре металлические и нейлоновые струны одновременно .

Аккуратно заправьте струны в прорези на верхней подставочке на грифе, потом, после натяжения струн это будет труднее сделать. После этого равномерно и аккуратно подтяните струны, так, чтобы устранить все провисания и слегка натянуть их. 
Если что-то получилось не так с первого раза, не поленитесь перетянуть струны, пусть даже на это уйдет два часа, потом гитара будет служить вам несколько лет.

 

 

Настройка гитары

Настройка гитары – это очень важный момент обучения. Начинающий музыкант может получить отвращение к музыке, пытаясь привести в порядок непокорные струны. Пожалуй, лучше всего, чтобы в первый раз новичку гитару настроил бы «кто-нибудь». 
Ну а если это уже не первый раз, то начнем.

Гитара должна уже быть отремонтирована, налажена, как описано раньше. Теперь нужно найти вторую, настроенную гитару или фортепиано, или камертон, дудку, что угодно, любой музыкальный инструмент, подойдет даже игрушечный ксилофон и настроить открытую первую (самую тонкую) струну в унисон со звуком Ми на этом инструменте.

Рассмотрите внимательно расположение нот на грифе гитары:

Название нот при нажатых струнах обозначено латинскими буквами.

Хорошо видно, что вторая струна, прижатая на пятом ладу, звучит также, как открытая первая. Значит, для её настройки нужно прижать вторую струну на пятом ладу, дергать по очереди её и первую струну, сравнивать звуки и понемногу подтягивать вторую струну, пока она не зазвучит также, как первая.

ВНИМАНИЕ! Берегите глаза! Очень часто начинающий музыкант незаметно для себя перетягивает струну, она может лопнуть и ударить. Будьте осторожны и не спешите.

Теперь нужно нажать третью струну на 4 ладу и сравнивать ее с открытой второй струной. Потом нажать четвертую струну на 5 ладу и сравнивать ее с открытой третьей струной. Затем нажать пятую струну на 5 ладу и сравнивать ее с открытой четвертой струной. И, наконец, нужно нажать шестую струну на 5 ладу и сравнивать ее с открытой пятой струной.

И все время не нужно спешить, и старайтесь беречь глаза и лицо.

Итак, запомните наизусть, какие струны звучат одинаково:

 


Итак, у Вас в руках налаженная и настроенная гитара. С чего начать? Спрячьтесь от всех, закройте двери, чтобы никого не раздражать. Ощупайте новую спутницу своей жизни всю целиком, оглядите все её части, тихонько погладьте деки, они гладкие, постучите по ним, они должны немного гулко звенеть, как барабан, подёргайте за струны и убедитесь, что из большой дырки выходит звук.

Теперь нужно правильно сесть. Привычку правильно садиться нужно вырабатывать с первых же занятий. Сидеть нужно всегда удобно, с прямой спиной, лучше на высоком и твёрдом, чем на низком и мягком. Под левую ногу специалисты советуют (и правильно делают) подставить опору высотой примерно с волейбольный мяч. Это может быть специальная скамеечка, или ящик от посылок, или просто сложенное во много раз одеяло, неважно.

Перед собой нужно иметь стол или столик или хотя бы стул, на котором будут лежать тетради и пособия, авторучка. Подойдёт закрытое крышкой пианино или кухонный буфет. Запомните, такая подготовка должна быть выполнена на каждом занятии!

Поставьте левую ногу на подставку, на колено выемкой корпуса положите гитару так, чтобы колки грифа были приподняты на уровень левой щеки. Правой рукой (локтём) слегка обопритесь на самую выступающую часть корпуса, а кисть положите на струны ладонью вниз, слегка прижав их.

Найдите такое положение локтя правой руки на корпусе, при котором вы сможете много много раз, не снимая локтя, отвести кисть от струн и снова поставить её точно на то же самое место. Сделайте это не меньше ста раз! Убедитесь, что правой руке удобно. Левая рука должна быть опущена.

Во время касания струн попробуйте слегка сдавить большим и средним пальцем самую толстую струну к самой тонкой, а при отводе кисти заставьте струны выскакивать из-под пальцев и звучать. Сделайте это много раз так, чтобы повторять всё в точности, не глядя на гриф или с закрытыми глазами.

Сделайте то же самое четырьмя пальцами, при этом безымянный, средний и указательный палец должны одновременно касаться соответственно первой, второй и третьей струны. Это упражнение также сделайте много раз. Три тонкие струны и самая толстая должны выскальзывать из пальцев одновременно, пальцы должны сдавливать струны, как будто стеклянную ёлочную игрушку, которая вся выскальзывает, когда кисть отводится в сторону. Пальцы должны стоять на струнах перпендикулярно верхней деке. Это упражнение нужно довести до степени автоматизма, выполнять его вслепую.

Научитесь правильно подводить левую руку к струнам. Главное, что нужно запомнить: левая рука должна напоминать виток спирали, все её суставы должны загибаться только вовнутрь этой спирали, а пальцы на конце должны смотреть на струны перпендикулярно к грифу. Большой палец должен охватить гриф сзади. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы подушечки пальцев прижимались к поверхности грифа, струн следует касаться только кончиками пальцев из-под ногтей. Если ногти мешают, их надо подстричь короче. Рука должна найти удобное для неё положение, такое, в котором она могла бы находиться длительное время, не меньше часа.

Попробуйте прижимать отдельные струны и дёргайте их, при этом добейтесь, чтобы звук получался чистым, без дребезга, делайте это много раз, пока не ощутите, что каждое нажатие производится правильно. Запоминайте гриф, привыкайте к нему.

Ни в коем случае не надо разворачивать корпус гитары к себе, чтобы видеть всю поверхность грифа. Достаточно и то, что видно параллельно грифу. Потренируйтесь быстро и точно попадать на 3 - 5 - 7 лады, делая все упражнения сначала очень медленно, и доведите это упражнение до возможности выполнять его вслепую.

Теперь переходите к аккордам. Начинайте с самых простых и благозвучных, лучше с чистых мажорных трезвучий: C, D, E, A, G. Для каждого аккорда добейтесь чистого звучания, пока его не будет, нет смысла двигаться дальше.

Заниматься следует не менее получаса каждый день. Но и не более двух часов. Каждое занятие начинайте с повторения успехов прошлого дня, только после того как руки разогреются и в прямом и в переносном смысле, двигайтесь дальше. Старайтесь разделить упражнения для левой и правой руки и выполняйте их по очереди.

Через один - два месяца удачных занятий начните изучать приём “баррэ”, при этом та боковая поверхность указательного пальца левой руки, которой дети вытирают нос, должна лечь перпендикулярно грифу так, что бы прижать все шесть струн одновременно. Сначала научитесь выполнять баррэ, помогая указательному пальцу средним, накладывая его сверху. Научитесь быстро брать баррэ на 3 - 5 -7 ладу, так, чтобы прижатые струны звучали чисто. Доведите это до умения брать баррэ вслепую. Только тогда приступайте к аккордам.

С первых же дней практических занятий параллельно осваивайте теорию. Это, конечно скучно, но только на первый взгляд, ибо музыка прекрасна как математика и понять её красоту может любой человек. Обязательно делайте записи в тетради, а не на клочках бумаги, больше рисуйте аккорды и незаметно они сами войдут в память, что немедленно отразится на успехах обучения аккомпанементу.

И ещё одно очень важно: старайтесь как можно больше петь. Обязательно с первых же шагов обучения пойте простые ноты, вместе с теми, которые играет гитара, пойте аккорды, каждый по трём нотам, из которых они состоят, пойте простые песенки. Если не петь, то не ждите от обучения никакого результата!


Мелодия

Мелодия в музыке - это та основа, без которой пропадает ее идивидуальность, это то главное, что придает песне характер ее звучания. Простая одноголосая мелодия - это просто отдельные ноты, имеющие разную длительность, которые звучат одна за другой.

Мелодию можно играть, начиная с любой ноты, главное - это сохранить определенные расстояния между всеми нотами. Это свойство используется, например, тогда, когда голосу трудно петь высокие участки мелодии и вся мелодия опускается ниже. Опускается, конечно не по лестнице, а просто первая нота, а за ней и все остальные, меняются на более низкую. Такой процесс называется «транспонирование».

Запись мелодии нотами

Мелодию можно записывать. Для этого существует несколько систем записи. Самый классический и самый точный прием - это запись нотами. С этой записью все встречались еще в детстве, однако освоить ее достаточно трудно. Ноты рисуются в виде кружочков на пяти линейках, к которым можно дорисовать еще линии сверху или снизу, если не хватает места.

Классический способ записи удобен тем, что он универсален. На одних и тех же линейках пишут ноты и для гитары, и для скрипки, и для фортепьяно, любой музыкант всегда может понять другого, на чем бы он ни играл. Но изучение нот занимает несколько лет серьезной работы.

Запись мелодии буквами

Более простой является запись буквами. Латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h заменяют названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Знак «-» означает пустоту, паузу. Простая мелодия песни про «Чижика» выглядит так:

Чтобы сыграть такую мелодию нужно знать, на каких ладах нужно нажимать струны, а для этого нужно изучать гриф гитары и запоминать расположение нот. Этот способ пригоден только для записи самых простых мелодий. Однако часто он оказывается очень удобным, особенно для начинающих и непрофессиональных музыкантов.

Вот посмотрите еще раз на рисунке расположение нот на грифе гитары: сверху расположена самая тонкая струна, снизу - самая толстая.

Чтобы по буквам сыграть мелодию, надо найти на грифе место, где она обозначена, на этом месте нажать нужную струну и дёргать полученные таким образом ноты по очереди. Всё просто.

Запись мелодии графическая

Есть еще один простой способ записи. Шесть линий изображают шесть струн гитары и на них цифрами записывается номер лада, на котором прижимается струна. Мелодия песни про «Чижика» на трёх тонких струнах выглядит так:

Здесь уже не надо думать, где расположена нота, все написано прямо на линиях. Знак «0» означает что струна открыта, то есть совсем не нажата.

Конечно, такую запись чуть труднее сделать, нужно расчертить линейки, да и места она занимает больше, зато ее легче читать и не нужно перед глазами держать картинку с нарисованным грифом. Жалко только, что в книгах и сборниках песен такая запись не используется. Для экономии места можно не рисовать те струны, на которых мелодия не играется, при этом слева или справа от конца линии, изображающей струну, ставится её номер. Номер 1 - самая тонкая.

На практике можно пользоваться любым способом. Умение записывать мелодию может пригодиться для того, чтобы лучше и быстрее запомнить и разучить незнакомую песню. Оно может пригодиться и тем, кто плохо воспринимает мелодию «на слух». Такой человек может сам себе играть эту мелодию и учиться ее петь. 

Интервалы

Прежде чем попытаться понять, что такое аккорды, нужно очень хорошо понять, что такое интервалы, в каких единицах они измеряются и как обозначаются. 

Расстояние между двумя нотами называется ИНТЕРВАЛ. Расстояние это измеряется не в метрах и не в милях, а в количестве полутонов, которое укладывается между этими нотами.

Интервалы обозначают словами и цифрами. В древности, когда нот было всего 7, было только 8 названий интервалов:

Обозначения интервалов очень просты, это просто цифры по порядку от 1 до 8. Запоминать их необязательно, но нужно понять связь цифровых обозначений с названиями. А названия, то есть, слова «прима», «секунда», «терция», «кварта», «квинта», «секста», «септима», «октава» по- латыни как раз и означают «один», «два», «три» “четыре”, “пять”, “шесть”, “семь” и “восемь” по-русски .

Когда нот стало 12, названий не хватило и для того, чтобы не менять систему записи и обозначений, музыканты добавили к названиям «хвостики», то есть слова «увеличенный» (сокращённо - “ув”) или «уменьшенный» (сокращённо - “ум”) и к ним соответствующие обозначения «+» или «-» к цифрам. 

Например интервал от ноты До до ноты Соль диез стали называть «увеличенная квинта» и обозначать цифрой «5+». Все эти понятия легли в основу обозначения аккордов. Вот полный набор современных обозначений интервалов от ноты До:

БАРРЕ - специальный прием, при исполнении которого указательный палец левой руки располагается поперек грифа и прижимает все шесть струн сразу. 

Приём это технически достаточно сложен, но рекомендуется начинать его освоение уже с первых шагов обучения независимо от изучения всех остальных премудростей.

На первых шагах достаточно обеспечить звучание всех шести струн, прижатых указательным пальцем, остальные пальцы остаются приподнятыми.

В начале лучше располагать барре на 5 ладу, в середине грифа натяжение струн меньше.

На начальной стадии освоения приёма можно располагать средний палец над указательным и помогать указательному прижимать все струны к грифу.

При этом придётся ограничить ассортимент аккордов, так как работать будут только два пальца, но постепенно разовьются мышцы кисти руки.

Не пытайтесь сразу брать аккорды с барре, добейтесь сначала чистого звучания всех струн под одним указательным пальцем.

Неправильная постановка пальцев.

Суставы прогнуты к грифу. 
При такой постановке трудно выделить нужную струну, палец будет задевать соседние, струны и в то же время не сумеет быстро перескочить на нужную при смене аккорда. Ему ведь надо сначала разогнуться.

Аккорды с барре в справочных таблицах обозначаются особым образом. Иногда поперёк грифа нарисован прямоугольник и нём написано слово «барре».

Вместо слова «барре» может быть использована очень толстая линия поперёк грифа на том месте, где оно должно быть расположено


Круговой шаблон

Очень полезно сделать из простого картона примерно так, как показано на рисунке, круговой шаблон квинтового круга. Его можно даже наклеить неподвижной частью на корпус гитары на время учёбы и использовать как постоянную шпаргалку.

Все детали делаются из обычного картона, на который наклеиваются круги с разметкой из обычной бумаги.



На одном из кругов рисуются аккорды в 12 секторах (обычно на нижнем), а на верхнем ставятся метки или прорезается окно.

Тональность


Музыкальное произведение в чем-то напоминает путешествие. Мелодия развивается, гуляет, движется то выше, то ниже, но в конце концов она всегда заканчивается, причем заканчивается так, что человек испытывает ощущение устойчивости и покоя, ощущение конца пути. Это ощущение создается тем, что в конце пути стоит нота, которая имеет самое устойчивое состояние, и эта нота украшена аккордом, который выражает мажорный или минорный оттенок звучания. Самая последняя нота.
Так уж устроено человеческое ухо. Как только начинается музыка, оно быстро определяет эту конечную цель путешествия и следит за тем, чтобы мелодия пришла туда, куда нужно. Эта нота называется ТОНИКА. Это главная нота. Она как родной дом манит путешественника, куда бы он ни забрел в своих скитаниях. И эта нота всегда имеет мажорный или минорный оттенок звучания, так как она всегда обрамлена аккордами, как королева своей свитой. 
Все остальные ноты и аккорды подчиняются ей и каждая нота, каждый аккорд имеют свою роль, свои обязанности. Так вот, совокупность всех нот и аккордов, подчиненных одной главной ноте и называется ТОНАЛЬНОСТЬ.

Но раньше мы говорили о том, что нот всего - 12 и все они равны. Что же это значит? Как они могут подчиняться друг другу? Ответ очень простой, все 12 нот могут быть главными и как только человек назначает ноту, то есть, выбирает тональность, все остальные переходят в ее подчинение. Если на один полутон повысить тонику, то также на один полутон повысятся все ноты в мелодии, названия всех аккордов, при этом звучание мелодии не изменится, ее характер полностью сохранится.

Итак, представим еще раз, что мелодия - это путешествие. Чтобы его проделать, нужно, как минимум, иметь дом, иметь возможность выйти из дома и возможность вернуться домой. И опять законы физики определили, каким аккордам играть эти роли.

Наиважнейшим при анализе тональности является интервал, который называется «квинта». Никто не может объяснить, почему это так, но вся привычная нам музыка основана на этом интервале. Слово «квинта» означает «пятый». И действительно, интервал «квинта» равен пяти ступеням в старой доброй системе из семи основных нот, а ведь именно на них базируется вся музыка.
Если расставить ноты друг за другом с интервалом в квинту, то мы получим такой ряд или круг, который так и называется «квинтовым». Эти ноты или аккорды, поставленные друг за другом имеют странное свойство, которое музыканты назвали «Тяготение». Это свойство заставляет, услышав один аккорд, желать услышать следующий по кругу, причём строго в определённом направлении, которое указано стрелками в круге.

....H - E - A - D - G - C - F- A# - D# - G# - C# F# -H - E - A ...


Самые простые мелодии построены так, чтобы сопровождающие их аккорды двигались по квинтам. Итак, начинаем самое простое путешествие: выбираем дом, выходим из дома и возвращаемся домой.



Попробуйте взять гитару, сыграть аккорды C - F - G - C и постарайтесь почувствовать, как плавно и спокойно прошло это путешествие, аккорды как будто сами вставали на нужные места. C - F из дома, а G - C назад, домой, по кругу.


Сыграйте это много раз, запомните музыку, которую играют аккорды без всякой мелодии. А потом сыграйте другие аккорды: D - G - A - D также много раз, потом G - C - D - G. Аккорды нужно играть неторопливо, без фальши, так чтобы отчетливо слышать все звуки. Убедитесь, что характер музыки не меняется, независимо от того, с какого аккорда вы начинаете.

Эти аккорды являются основными, но только в своей тональности. Первый и главный из них - тоника - определяет самую устойчивую точку в музыкальном пространстве, второй - куда приятнее всего выйти из этой точки, а третий - откуда лучше всего вернуться назад.

К сожалению, нет таких названий, которые давали бы возможность ярко и образно запомнить функции основных аккордов. 
В несерьезной музыке их называют «три блатных» и запоминают по номерам, как «первый», «второй» и «третий». 
В серьезной музыке их называют сложными и длинными словами «тоника», «доминанта» и «субдоминанта», запомнить которые нормальному человеку, конечно же, невозможно.

Поэтому мы дальше будем обозначать эту троицу так: тоника - буквой Т, второй - цифрой 2, а третий - цифрой 3. Для минорной тональности все останется таким же, только после каждого знака появится буква «m»: Тm, 2m, 3m.

В каждой тональности есть ноты, которые наиболее часто в ней употребляются. Эти ноты легко встраиваются в любую мелодию и всегда гармонично звучат с тремя основными аккордами этой же тональности и также принадлежат понятию «тональность».
Чтобы найти эти ноты, нужно построить мажорную гамму от тоники мажорной тональности или минорную гамму от тоники минорной тональности.



И что удивительно, вот перед Вами две гаммы: До-мажор сверху и Ля-минор снизу. Они играются на одних и тех же нотах, они – две части одного целого!

Назад                            Хрестоматия                         На главную 

Внимание! Это нужно понять и запомнить!

Очень замечательным является то, что каждая минорная тональность имеет свою парную мажорную тональность, причем такую, в которой основные ноты полностью совпадают. Это позволяет на одних и тех же нотах сочинять мелодии, которые легко оранжируются как минорными, так и мажорными аккордами, поэтому они вместе составляют общую тональность.

Таким образом:
тональностью мы будем называть совокупность трех аккордов минорной и трех аккордов мажорной части и общих для них семи основных нот.


Если взять два квинтовых круга мажорных и минорных аккордов тональностей, и совместить их со своими парами, то это будет выглядеть так:

Назад                            Хрестоматия                         На главную 

Обратите внимание на то, что часть квинтового круга из трёх аккордов всегда содержит в середине тонику мажорной и минорной частей, а по краям соответствующие им 2 и 3 аккорды тональности. Это очень удобно при транспонировании.

Теперь, наконец, можно составить полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей. Эту жуткую на вид таблицу тоже не надо учить наизусть, иногда она может помочь при транспонировании и при разучивании мелодий. Запомнить нужно следующее: существует двенадцать тональностей, в каждой тональности есть мажорная и минорная часть аккордов, а основные ноты у этих частей общие.

Рассмотрите таблицу внимательно и обратите пока внимание на то, что все аккорды в разных тональностях по очереди играют одну из трех главных функций, возьмем, например, аккорд F. В тональности до-мажор он «2», в тональности Фа-мажор он - «Т», а в Ля-диез мажоре он - «3». 

Попробуйте играть тройки основных аккордов все в той же последовательности Т - 2 - 3 - Т в разных мажорных тональностях или Тm - 2m - 3m - Тm в разных минорных тональностях. Играйте те аккорды, которые просты для исполнения. Играйте их долго и спокойно.

В этой таблице для тех, кто читает внимательно, будет неясно, почему аккорд «3m» записан как мажорный, да еще септаккорд? Объяснить это невозможно. Это просто дело вкуса. В древней русской музыке этот аккорд был минорным и делал звучание минорной части более грустной и мелодичной. В принятой в наше время системе наиболее часто аккорд «3m» несмотря на то, что он принадлежит минорной части тональности играется как мажорный септаккорд. При этом он звучит неустойчиво, более явно и более остро передает стремление мелодии скорее прийти к тонике, то есть усиливает его функциональное действие. Этот факт нужно просто запомнить и смириться с ним.

Микромодуляции

Микромодуляция - это маленькая вставка, использующая в гармонии аккорды «чужой» тональности. Такие вставки помогают очень красиво обогатить аккомпанемент, не выходя за рамки своей тональности. Микромодуляции производят по таким основным принципам:

1. Любой основной аккорд можно заменить цепочкой аккордов, взятых из другой тональности, в которой этот аккорд также присутствует. Например:




Теперь пройдем от Am к Dm не прямо, а через дополнительную цепочку, получится последовательность: Am - Gm - A7 - Dm - E7- Am.
Именно такая последовательность очень часто используется в песнях.

2. Аккорды «2», «3» можно заменять на одноименные им минорные, а «2m», «3m», на одноименные им мажорные аккорды.
Возьмем минорную часть Am:           Am------Dm - E7 - Am
Можно добавить в нее аккорд D перед Dm: Am - D - Dm - E7 - Am.

3. Использование малого вводного септаккорда. Эти странные аккорды с обозначением «dim», не имеющие собственной тоники очень часто используют для замены любого из основных (кроме тоники) или переходных аккордов.

Существуют и другие приемы, но они более характерны для эстрадной, рок и джазовой музыки и слишком сложны для первых шагов.

Примеры использования аккордов в тональностях

Тональность Am-С минорная часть

Am - Dm - E7 - Amнормальный вид
Am - Dm - Em - Amстаринный вид
Am - A7 - Dm - E7 - Amпереходный A7
Am - Gm - A7 - Dm - E7 - Amцепочка Gm - A7
Am - Dm - H7 - E7 - Amпереходный H7
Am - Dm - Hm7 - E7 - Amпереходный Hm7
Am - Gdim - Dm - E7 - Amпереходный Gdim
Am - D - E7 - Amмикромодуляция D
Am - Dm - Fdim - E7 - Amпереходный Fdim
Am - Dm - F#dim - H7 - E7 - Amцепочка F#dim - H7
Am - A# - E7 - Amмикромодуляция A#
Am - Hm7 - E7 - Amмикромодуляция Hm7
Am - Fm - E7 - Amмикромодуляция Fm

Тональность Am-C мажорная часть

C - F - G7 -Cнормальный вид
C - C7 - F - G7 - Cпереходный C7
C - A#m - C7 - F - G7 - Cцепочка A#m - C7
C - F - D7 - G7 - Cцепочка D7 - G7
C - Gdim - F - G7 - Cпереходный Gdim
C - F - Fm - Cмикромодуляция Fm
C - F - F#dim - G7 - Cпереходный F#dim
C - F - Fdim - Cпереходный Fdim


Тональность C-Am полная

Am - Dm - G7 - C - F - Dm - E7 - Am
C  - F  - Dm - E7 - Am - F - G7 - C
Am - H7 - E7 - Am - C - D7 - G7 - C
C  - Hm - E7 - Am - F - Dm - G7 - C
Am - Em - F - C
C  - Gdim - Dm - G7 - C

Все примеры даны как развивающаяся по степени сложности гармония одной тональности. Играть примеры нужно медленно, аккуратно, играя каждый аккорд одинаковое количество раз, при этом не лупить по струнам, а внимательно вслушиваться в звучание каждого аккорда, играя приемом «арпеджио» или «переборы».

Двойственность аккордов

Это интересное свойство принадлежит некоторым септаккордам

Оно заключается в том, что для некоторых типов септаккордов существует другой тип септаккордов, построенный от другой тоники, но содержащий точно такие же ноты как и в первом.

С этим эффектом быстро встречается любой начинающий гитарист, и большинство из них, просто закрывают глаза, не пытаясь понять, в чём собственно дело. А оно вот в чём.
Возьмём трезвучия До мажор и Ля минор

G#-A--A#-H--C--C#--D--D#--E--F--F#-G--G#-A--A#-H--C--C#
------------T-------------2--------3--------------T-==>C
---T--------2-------------3--------------С--------2 ==>Am

Казалось бы, ну что в них общего? Хотя уже сейчас видно, что ноты C и E имеются в обоих трезвучиях. Теперь вставим в оба трезвучия по одной ноте: ноту A (6) в первое и ноту G (7)во второе.

G#-A--A#-H--C--C#--D--D#--E--F--F#-G--G#-A--A#-H--C--C#
---6--------T-------------2--------3-----6--------T-==>C6
---T--------2-------------3--------7-----T--------2 ==>Am7

Теперь состав нот абсолютно одинаков. Каждая нота в каждом септаккорде выполняет разную роль, однако на гитаре они будут выглядеть абсолютно одинаково C6 = Am7

Гитарист не раз столкнётся с тем, что вместо минорного аккорда, которого можно ожидать по логике развития мелодии, в обозначении вдруг появится странный мажорный или наоборот. Это вызывает путаницу и хорошо ещё, если предложенный взамен аккорд имеет правильную расшифровку. Однако в выпускаемой литературе ошибки очень часто встречаются. А вдруг это вовсе не ошибка, а тонкий замысел автора, разобраться сразу бывает очень непросто.

Что делать? Наверно в первую очередь надо понять, что двойственность, как показано выше, имеет право существовать в самой теории построения аккордов. 

Во-вторых надо запомнить, что наиболее часто двойственность проявляется у аккордов, построенных на тониках двух основных частей тональности. Ниже приведена таблица равных аккордов, построенных по этому принципу.

C6  C6#  D6  D#6  E6  F6  F#6  G6  G#6  A6  A#6  H6
Am7 A#m7 Hm7 Cm7 C#m7 Dm7 D#m7 Em7 Fm7 F#m7 Gm7 G#m7

Конечно же, запоминать их совершенно не нужно. Полезно только понять принцип появления двойников. Чтобы понять, какой же аккорд должен быть на самом деле, попробуйте заменить его в мелодии чистым трезвучием, минорным или мажорным, и то, что наиболее подойдёт в данной ситуации, следует считать исходным.

И ещё очень важно постоянно разучивать новые мелодии и постоянно осмысленно узнавать новые гармонии, критически и с умом относиться ко всем новым гармоническим переходам, повторять их десятки раз, обогащая свою практику, узнавать и осваивать новые тональности, пытаться самому отыскать новые законы гармонии.

А для начала можно попробовать ещё одну пару двойников: G7+ = Hm5+. 
Если интересно, найдите остальные 11 пар, посмотрите состав нот в этих аккордах, сыграйте их на гитаре. Удачи!

СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ АККОМПАНЕМЕНТА ПРАВОЙ РУКОЙ

Все, что дальше описывается, выполняется правой рукой гитариста. Ритмические приемы извлечения звука можно собирать, как из детского конструктора комбинируя более простые движения. 
Ниже будут даны пояснения к каждому ритмическому элементу. 

Тонкими будем считать струны - с 1 по 3, а толстыми - с 4 по 6.
Все графические изображения абсолютно условны. Если элемент изображен в самом низу знака, значит это действие для большого пальца, для толстых струн
Термин «снизу» означает действие у струн с более низким звучанием, на графическом изображении аккордов они также расположены внизу.

щипок 
Любой щипок выполняется подушечкой пальца правой руки, при этом палец сначала захватывает струну, оттягивает ее и потом соскакивает, освобождая струну так, чтобы не касаться этой струны и дать ей свободно звучать. 
удар
При ударе палец быстро и энергично скользит по нескольким струнам, часто, по всем струнам сразу и выделить отдельный звук для каждой струны нельзя. 
Удар, как правило, звучит громче, чем щипок

Обозначение элементов

щипок тонкой струны
выполняется подушечкой указательного или среднего или безымянного пальца при движении пальца от тонких струн к толстым.

щипок большим пальцем толстой струны
выполняется подушечкой большого пальца при движении пальца от толстых струн к тонким.

щипок тpех тонких струн
Выполняется тремя пальцами - указательным, средним и безымянным, которые одновременно и параллельно друг другу дергают за три соседние струны, обычно за более тонкие струны и одновременно выполняют щипок на этих струнах.
удаp указательным пальцем свеpху вниз
Удар выполняется ногтем указательного пальца, обычно по тонким струнам, начиная от более толстых. Удар может выполняться и по толстым струнам, это позволяет менять тембровую окраску звука, аккорда, разнообразить аккомпанемент.
удаp большим пальцем
Выполняется, как правило, по более толстым струнам. Удар выполняется подушечкой большого пальца от толстых струн к тонким. Для этого удара характерно мягкое, немного размытое во времени, неакцентированное звучание 
удаp указательным пальцем снизу вверх
Выполняется, как правило, по более тонким струнам. Удар выполняется подушечкой указательного пальца от более тонких к более толстым струнам. Этот удар, как правило, акцентирован, звучит громко, однако, он выполняется подушечкой пальца, его звучание более мягкое, размытое во времени, чем ногтевой удар.
арпеджио снизу
Прием аккомпанемента, при котором большой палец за одно движение сверху вниз дергает по очереди все струны, от 6-й до 1-й, при этом палец скользит подушечкой по всем струнам, достаточно быстро. Это не удар, так как звук каждой из струн должен слышаться отдельно от других и создавать ощущение прокатившейся волны.
арпеджио сверху
Выполняется по очереди четырьмя пальцами - большим, указательным, средним и безымянным. Пальцы быстро, поочередно, практически почти одновременно, дергают 4 струны, начиная от басовой, к более тонким. Выполняется это движение еще быстрее чем простое арпеджио. Это тоже не удар, так как звук каждой из струн должен слышаться отдельно от других и также создавать ощущение прокатившейся волны, но при таком приеме звуки получаются более звонкими и более четкими. Это не четыре отдельных щипка, а одно движение.
ногтевое арпеджио
Практически это удар, но выполняется он ногтями 3-х пальцев, указательным, средним и безымянным, как бы щелчками по всем струнам сразу, при этом получается три быстрых, очень резких и четких удара, но каждый последующий должен чуть-чуть отставать от предыдущего. Может выполняться не по всем струнам, а, например только по трем тонким, в зависимости от требований аккомпанемента.
пауза
Во время паузы не надо ничего дергать, наоборот, желательно приглушить струны, слегка прикоснувшись к ним внутренней стороной ладони или слегка приподняв пальцы левой руки, прижимающие струны.
лига
Этот знак означает, что после выполнения щипка или удара звук не гасится исполнителем, а струна колеблется столько, сколько может
пиццикато
Этот знак означает, что движение пальцев производится «остро», коротко, резко и после выполнения щипка или удара звук сразу же гасится исполнителем. 
Для усиления этого эффекта рекомендуется переместить правую руку поближе к подставочке, тогда лучше будут слышны звуки высокой частоты, которые быстрее гаснут.


смешанные знаки
означают одновременное выполнение щипка большим пальцем и действий с тонкими струнами (щипок или арпеджио)


Ритмические термины

Все мелодии, которые мы поем, можно разбить на равные части, которые имеют одинаковую длительность. Такие части называют ТАКТЫ
Все мелодии имеют 
РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, то есть, определенную ритмичность чередования нот, причем этот рисунок на протяжении всей мелодии не изменяется.
Важной характеристикой рисунка является «
РАЗМЕР» - это количество наиболее ярких и энергичных нот в одном такте. Очень часто рисунок ритма существует как бы сам по себе, только в голове музыканта, например, когда в течение целого такта длится одна и та же длинная нота, или даже не нота, а пустота, пауза. Но ритм должен четко отсчитываться в памяти аккомпаниатора на протяжении всей мелодии и даже в паузах.

Задача аккомпаниатора - мысленно выделить те моменты, когда звуки ритма должны звучать ярко и выделенно, и поддержать ритм на протяжении всей мелодии.
Вторая задача аккомпанемента - украсить мелодию, окружить мелодию звуками, которые подчеркнут ее настроение. 
Аккомпанемент должен строго соответствовать размеру мелодии и следовать за ней синхронно по времени, причем исполнитель не должен фантазировать – ритм задает композитор, ритм – это часть мелодии и изменять его не следует.

Наиболее часто применяют РАЗМЕРЫ, которые мы будем называть так: "ДВА"- "ТРИ" - "ЧЕТЫРЕ" - "ШЕСТЬ". Эти размеры используются в 99% всех песен и мелодий во всем мире. Эти числа означают, количество наиболее ярких и энергичных нот в одном такте, применяемое для данной мелодии.

Например, если шагают солдаты, то они идут на счет: "РАЗ-ДВА-ЛЕВОЙ-ПРАВОЙ" или “РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ”, это и есть размер "ЧЕТЫРЕ" и если солдаты будут петь песню, то им, чтобы не сбиться с шага, придется петь именно в этом размере. Таких песен и мелодий очень много и они называются “маршевыми”.

А мелодии, которые играются и поются на счет “РАЗ-ДВА-ТРИ” имеют размер “ТРИ” и называются вальсом. Мелодии вальса ажурны и изящны, и еще более сложными и красивыми являются вальсы, в которых использован размер “ШЕСТЬ”. 
На счет “РАЗ-ДВА”, размер “
ДВА”, исполняются простые, грубоватые мелодии и песни, детские песенки, народная и фольклорная музыка.

Темп – это скорость исполнения мелодии. Одну и ту же мелодию можно играть быстрее или медленнее, не меняя, в целом, характер ее звучания. Темп может быть высоким, средним , низким.

обозначение ритмических рисунков

Дальше в этом пособии будут приведены различные ритмические рисунки. Эти рисунки выполнены в условной графике и нужно понять и запомнить, как их расшифровывать. 
Цифра перед рисунком означает размер. 
Знак равенства означает соответствие размера содержимому рисунка. 
Границы рисунка означают начало и конец одного такта, за ним последует другой, точно такой же такт и так далее. 
Цифры внизу показывают положение отдельных ударов во времени. 
Расстояние между цифрами строго одинаково, по ним ведется счет, это условная шкала времени. 
Каждый знак действия (удар, щипок) имеет 
вертикальную черту, одинаковой высоты, положение которой соответствует времени исполнения этого знака.
Горизонтальная линия, пересекающая вертикальную в верхней части знака означает, что длительность этого элемента вдвое уменьшена. 
В средней части знака указаны действия указательного, среднего и безымянного пальцев, а в нижней – большого пальца правой руки.

Горизонтальная линия может пересекать несколько знаков, например:

Все графические изображения знаков действия дают указание к однократному выполнению. Если знак изображен один раз, то нужно ровно один раз произвести то действие, которое он означает и именно на тот счет, который под ним указан. 
Размеры 2 и 4 совершенно несовместимы с размерами 3 и 6, поэтому в рисунках ритмов отдельно приведены примеры на размер 2 и 4 и отдельно примеры на размер 3 и 6.
Разучивать их нужно отдельно. При разучивании каждое движение нужно выполнять в очень медленном но одинаковом темпе, одно за другим, как это показано на рисунке ритма, при этом левая рука должна прижимать любой самый простой аккорд и не менять его. 
Дойдя до правого края рисунка, нужно повторить все движения снова и так до бесконечности. 
Только тогда, когда движения правой руки будут выполняться без ошибок, можно ускорить темп и начинать переставлять аккорды.
Для украшения аккомпанемента рекомендуется басовую ноту дергать на разных струнах, разных струнах, чередуя их в каждом такте.
Приемов и комбинаций ритмических рисунков может быть бесчисленное множество, поэтому очень важно научиться делать самому их запись и расшифровку. 
Не надо запоминать рисунки наизусть, главное понять принцип их изображения. Очень полезно время от времени самому зарисовывать тот ритмический рисунок, который Вы научились исполнять, даже если раньше это уже удавалось. 
И, конечно, изучайте рисунки вместе с новыми песнями.

Магазин "Дом Музыки" желает Вам успехов в изучении гитар и приглашает посетить наш сайт muzdom.com - здесь Вы можете выбрать и купить себе гитару и аксессуары к ней. А также получить помощь специалистов в выборе гитары.

Справочное приложение